Новости
9 декабря 2018 С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ поздравляем нашего директора Пивоварову Оксану Борисовну!
25 ноября 2018 С Днём матери!
4 ноября 2018 с Днём народного единства!
Календарь событий
4 декабря 2018 Наш ученик в финале конкурса "Вершины Урала"!!!
25 октября 2018 Концерт "Дети детям"
29 сентября 2018 Две команды "Развития" приняли участие в дартс!
Главная страница Советы специалистов

Беседы с психологом: самооценка ребенка

Самооценка. Что это такое?
Это то, как человек оценивает себя, свои поступки, свои возможности. Мы сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих способностях и возможностях, чертах своего характера, человеческих качествах. Так складывается наша самооценка. Если самооценка адекватна, то человек может соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная же самооценка (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Самооценка начинает развиваться в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать и т.п.) так и не научился!" Родители не задумываются, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои успехи и неудачи, свои возможности. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, сопутствует ли ему успех.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Активность, бодрость, находчивость, чувство юмора, общительность - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они с удовольствием участвуют в играх и не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они неохотно участвовать в играх, т.к. боятся оказаться хуже других. А если участвуют, то часто обижаются. Нередко дети, которым дается негативная оценка в семье, пытаются компенсировать это в общении со сверстниками. Они стремятся всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.
При завышенной самооценке дети во всем хотят быть лучше других. От такого ребенка часто можно услышать: "Я - самый лучший (сильный и т.п.). Вы должны меня слушать". Он бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Это, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас узнал своего ребенка?

Тест «ДЕСЯТЬ СТУПЕНЕК»
Какая самооценка у вашего малыша?
Хотите проверить? Это легко сделать с помощью теста "Десять ступенек". Этот тест используют с 3-х лет.
Нарисуйте на листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше. И так далее. А на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Очень важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому лучше его об этом переспросить. А теперь задайте вопрос, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке (поставит куколку). Вот задание и выполнено. Остается сделать выводы:
• если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка;
• если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная) самооценка;
• если на 8-ю, 9-ю, 10-ю, то самооценка завышена.
!!! Но для дошкольников завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку!!!

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)?
Уровень самооценки может изменяться. Наше обращение к ребенку, оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все оказывает влияние на отношение малыша к себе. Значит, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Советы родителям в формировании адекватной самооценки
• Не нужно оберегать ребенка от повседневных дел. Не стремитесь решить за него проблемы, но и старайтесь не перегружать его. Пусть малыш поможет с уборкой, самостоятельно польет цветок. Пусть он получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не ставьте перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще не дорос.
• Не нужно перехваливать ребенка. Но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не хвалите его за это каждый раз, но если у него получилось поесть аккуратно, обязательно отметьте это достижение.
• Всегда поощряйте в ребенку инициативу.
• Знайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения как к успехам, так и неудачам. Вот Вам пример: "У мамы не получились оладьи, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Оладьи не получились! Никогда больше не буду печь!"
• Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой, тем, какой он был вчера или будет завтра.
• Искренне любите своего ребенка и показывайте ему свою любовь!

Что такое самооценка и как проявляется уровень самооценки в поведении?
Хотите знать больше? Читайте блок "Советы специалистов" в главном меню на нашем сайте WWW.dsrazvitie.ru

 
Главная новость
25 ноября 2018 С Днём матери!